Показывали эти катушки несколько раз, и Лагутенко божится сам лично, что всё писалось на мастер-ленты. Был ли у этого какой-то производственный смысл - понятия не имею (я вообще считаю аналоговую возню бесполезной пургой и финансовой пирамидой, да простят меня местные сенсеи попа и поп-корна), но то, что они были в каком-то виде - факт. Также считаю полезным представить мнение по вопросу и сведения о процессе записи от самого маэстро
напримЭр:
https://newprospect.ru/news/new-dk/i-pl ... _9r1KWH6sYЦитата:
А такие формате, как магнитные ленты? Кассеты, Real-to-real?
— Кассеты есть до сих пор. Храню все кассеты, которые были в 80-х и 90-х. Некоторые у меня друзья подукрали, конечно… А про бобины мы уже разговаривали с современными издателями. У нас есть все студийные мастер-плёнки. Всё храним.
До какого момента писали в студии на плёнки?
— Это прервалось в период с 2010 года. На взрослых студиях запись на плёнку в порядке вещей была и тогда. Потом чуть-чуть писали в цифре. А с 2014 года «SOS матросу» опять начали писать на плёнки. Но издаваться на бобинах очень дорого получается, непонятно, кто купит. Мы считали, что пока дорого получается такое производство. Но можем сами пойти по пути звукозаписи при магазинах в 80-е в формате «приноси свою бобину, мы тебе запишем». Аппаратура для записи есть. Всё стоит собранное на базе в Москве. Если интернет таки вырубят, что слушать точно будет (смеётся).
Виниловый принт «Точно Ртуть Алоэ» 2020 года. Был тираж в России. Потом перепечатка, потому что кривизна. В России пластинки зареклись печатать?
— Вопрос тяжелый. Вопрос именно в качестве звука. Но благо, что в России вообще есть несколько мест, где это в принципе можно сделать. И за границей чудес не бывает. Если ты хочешь качественно что-то сделать, должен сам физически при этом присутствовать: мастеринг, литоплата и так далее. Муторный процесс. Больше всего мы запарились на переиздании «Морской». Была идеальная мастер-лента. Есть несколько мест в мире, где это могут сделать без компьютерного вмешательства вообще, вручную. И мы с «Морской» успели это сделать, повставлять свои «три копейки» в процессе. А все эти люди очень не любят, когда к ним приходят музыканты (улыбается). С «Икрой» уже было не так. Лично уже никто не общался, пересылали тестовые копии. Это связано с тем, что спрос очень большой на винил стал в мире, загрузка увеличилась. У тех, кто это хорошо делает, просто нет физически времени на всех. Понятно, что проще взять King Crimson или Pink Floyd и сделать сто тысяч копий для миллионной армии фанатов. Но начинается конкуренция. Старый завод в Голландии ожил.
Судя по тому, что я видел в документалке по записи Точно Ртуть Алоэ с dvd 2001 года - работа с материалом однозначно была в цифре. Более того, было прямо сказано: "музыкальные эксперименты" и репетиции участников звукач записывал, и в конце сессии даже выдал группе компакт-диск, некоторые фишки из которого потом вставили в трэки на альбоме (например, шедевральный перебор струн в конце "Тише"). Но эти факты не исключают последующую запись готового материала на ленту, на которой он потом и хранился. Кому всё это нужно - пусть уже спорят эксперты, но факты такие есть.