Буквально только что сообщили (пока на уровне инсайда), что группа Fleur последует примеру Zorge и объявит сбор средств на запись под гарантии будущих экземпляров альбома участникам проекта. Думаю, было понятно, что после после успешной реализации первого подобного эксперимента, последователи не заставят себя ждать, неизвестно было лишь кто и когда.
А я пока черкну пару строк о первом подобном эксперименте на нашем музыкальном рынке.
Идея Zorge мне сразу очень понравилась. Вместо того, чтобы музыканту бегать и искать издателя, запись альбома финансируют его же потребители. Таким образом, если собирается кворум, то музыкант вообще ни от кого не зависит. Среди участников я был в первой сотне. И потом внимательно следил за ходом ползунка по десятитысячедолларовой шкале. И с огромной радостью наблюдал, как сумма была собрана полностью (за вычетом буквально пары сотен). С точки зрения группы считаю эксперимент полностью удавшимся. Не только с точки зрения сбора средств, но и своего рода вотума доверия. Когда люди готовы безоговорочно купить будущий труд музыкантов.
С точки зрения поклонников эксперимент тоже удачен. С одной стороны, вероятно, альбом предстал свету гораздо раньше, чем мог бы. С другой, поклонники проявили действительно потрясающую сплоченность и показали, насколько они ценят творчество любимых исполнителей.
А вот по организации процесса есть замечания. Учитывая специфику мероприятия, люди, согласившиеся участвовать, должны были бы оказаться в привелегированном положении по сравнению с обывателями. Как минимум, получить альбом раньше других. Как максимум, получить какое-то особое уникальное издание альбома, сделанное специально для тысячи человек, которые помогли этому альбому явиться на свет. По факту, конечно, об этом никто заморачиваться не стал. Как только полиграфия была доклеена, а диски допечатаны, комплекты немедленно были распространены по торговым сетям. А те, кому уже как бы принадлежит экземпляр, вынуждены сидеть и ждать. Или покупать второй. Более того, даже после того, как альбом появился во всех магазинах, никто особо не спешил "рассчитываться" с теми, кто поучаствовал в издании этого альбома. Дежурное письмо, дескать, мы вам благодарны, мы о вас помним, я получил недели так через две, причем, конкретики там не было, только декларация о намерениях. Письмо с уточнением адреса еще спустя пару недель. И, судя по тому, что было это уже месяц назад, а диск до сих пор не приехал, предполагаю, что прямо тогда отправка не состоялась (по правде, не уверен, что она состоялась и по сей день).
Говорю сразу, я не в обиде. Более того, если диск так и не приедет, в обиде не буду, равно как не буду сожалеть о своем участии в проекте. Напротив, рад, что помог небезразличным мне музыкантам записать и издать альбом. Уверен, они искренне благодарны. Заранее предполагая, что такой исход весьма вероятен, я сразу купил себе экземпляр диска и не трепал нервы пришлют-не пришлют, а с радостью слушал купленный диск. А вот вопрос, участвовать ли в следующей такой программе уже не так однозначен. Очевидно, что проще и дешевле не участвовать.
А вот как, на мой взгляд, это должно было быть сделано, чтобы вызвать только положительные эмоции у участников. Все формальности, вроде, уточнения адресов и способов передачи дисков должны были быть сделаны заранее, пока альбом еще был в работе. Когда тираж был готов, требовалось взять паузу в его распространении хотя бы на две недели. Сразу же разослать диски тем, кому требовалась почтовая доставка. За эти две недели сыграть концерты-презентации в Москве и Питере, где лично раздать экземпляры альбома тем, кто пришел на концерты. В результате, к моменту начала продаж альбома, участники акции либо имели диск на руках, либо он был уже на подходе. И все в выигрыше. И имеем отличный мотиватор для дальнейшего участия в подобных проектах. Но так, к сожалению, не сложилось. Однако, как уже говорил, предполагал подобный исход и был к нему готов.
А Флерам денег переведу. Посмотрим, как оно будет у них.
_________________ It's so easy to laugh, it's so easy to hate It takes strength to be gentle and kind
|