Разбирая свой архив, я обнаружил любопытную заметку от 5 июля 2003 года, которую я тогда написал, так сказать, "на полях" ежедневника. Заметка заключала в себе ответ на вопрос о том: "Какие музыкальные альбомы участвовали в становлении моих музыкальных вкусов, были наиболее значимыми, больше всего повлияли на моё дальнейшее мировосприятие, стали в своё время настоящими откровениями и открытиями?" Что-то из детства, потом, школьные годы, институтские, пост-институтские и т.д. Было это ровно 8 лет назад. Сейчас стал сверять эти мысли со мной сегодняшним. На удивление, согласен с каждым абзацем. Естественно, ответ уже требует объективного дополнения, так как с того времени не мало воды утекло, а значит, не мало прослушано нового музыкального материала, поэтому я сделал некоторые дополнения уже с позиции дня сегодняшнего.
Но главное, думаю, вам тоже будет интересно проанализировать те альбомные остановки, которые на вашем жизненном маршруте стали самыми значимыми.
01.
1982-84 гг.: Dave Brubeck "Greatest Hits".
Из скромной папиной коллекции винила я заслушал до дыр именно эту пластинку. Для сознания семилетнего человечка особенно трудно, но увлекательно было путешествовать по композиции "Take Five". Всему "виной" мой отец, игравший в молодости по ресторанам в джаз-оркестре на барабанах, он начал меня приучать к этой музыке с детства, объясняя, что такое ритм пять четвертей, обращая внимание на нюансы в соло у барабанщика, и показывая, как правильно держать барабанные палочки. А ещё, с этой пластинки, мне и тогда, и до сих пор жутко нравится вещица "Unsquare Dance" из-за гениального повторяющегося рефрена на контрабасе. И сейчас мне совершенно очевидно, что любовь к этому инструменту у меня возникла именно благодаря этой коротенькой, но забойной вещице. Много позже я стал открывать для себя контрабас и в других музыкальных стилях - ямайское ска, рокабилли, нео-свинг, world музыка.
02.
с 1988 года: Bill Haley and His Comets "Rock Around The Clock".
Лет с 13-ти, я по субботам настраивал радиоприёмник на "вражескую" волну (BBC) и через всевозможные помехи (шипения, скрежет, звуки с соседствующих радиостанций) изучал историю возникновения рок-н-ролла по тематическим передачам "Бабушкин Сундук" ведущего Сэма Джонса (настоящее его имя: Семен Йосман). Незатейливая песенка "Рок Вокруг Часов", записанная 12 апреля 1954 года и послужила началом ВСЕМУ для следующих пяти десятилетий в музыке. Особая гордость составляла кассета МК-60, на которую я собственноручно снял через микрофон с телевизора, звуковую дорожку к фильму "История рок-н-ролла", который (надо сказать с переводом) дали то ли в Утренней Почте то ли ещё где-то, сейчас не вспомню.
03.
1989 год: Кино "Ночь".
За три рубля в 8-ом классе купил этот винил у одноклассника с загадочной тогда для меня фамилией Гарфункель (в школе я ещё не знал о существовании фантастического дуэта Пола Саймона и Арта Гарфанкела). Время первых прогулов уроков и первых влюбленных взглядов на переменах. Я жил в доме, напротив дома, где жили Цой с Марьяной (проспект Ветеранов, 99). Наши дома разделяло школьная площадка, где на уроках физкультуры мы бегали кроссы и прыгали в длину. Виктора я видел там несколько раз - стремительный, и как мне тогда казалось, какой-то недоступный, в своем плаще, он постоянно приезжал и уезжал на такси. До сих пор считаю именно этот альбом самым сильным у Кино, и самым любимым. Крепкий европейский нью-вэйв, пост-панк по самому высокому разряду. Титов на басу великолепен. Лёгкий, пружинистый, и музыкально актуальный до сих пор.
04.
1990 год: The Beatles "A Hard Day's Night".
В принципе все альбомы Битлов были выучены наизусть, биография группы и её участников (всевозможные факты, даты, реплики из интервью и т.д.) запоминались налету. Этот альбом выделил,потому что по гениальной простоте и мелодичности он до сих пор даст фору большинству из того что было, есть и будет. В 90-ом,когда я осваивал гитару, с одноклассником,подбирали песни именно с этого винила, выпущенного миллионным тиражом на фирме Мелодия.
05.
1991 год: Александр Башлачёв "Время Колокольчиков".
1991 год. Мне уже 16. Наши милые одноклассницы на 23 февраля всей мужской половине класса почему-то решили подарить пластинки. Исполнители были разные. Мне достался винил с Александром Башлачевым. Так я познакомился с альбомом "Время Колокольчиков". СашБаш скидок на возраст не делал. Я взрослел с каждой его фразой.
06.
1991 год: Майк "Сладкая N и другие".
Был у меня дружок один - Димка "Бригадир" (а "Бригадир, потому что он безумно был похож на Гарика Сукачева). Вот он и познакомил меня с творчеством Майка. Надо сказать, что воспринял я всё это не сразу, а спустя несколько лет, но когда сцепление произошло, то стало пожизненным. Всё что было в сердце, о чём думалось, чем жилось - этот человек просто взял, и сформулировал в своих песнях, просто, без зауми, и с ленинградским шармом никуда не спешащего и сидящего на белой полосе, интеллигентного разгильдяя...
07.
1992 год: Elvis Presley "Всё в порядке".
Кумир для меня, на протяжении старших классов в школе, вплоть до её окончания в 1992 году. Вся моя семиметровая комната в четырех-комнатной "хрущевке" была обклеена фотографиями с Элвисом: плакаты большие и маленькие, из каких-то болгарских и венгерских музыкальных журналов, ещё фотографии неважного качества, коряво снятые с фотографий же качеством получше, и даже несколько идолопоклоннических плакатов из парочки американских журналов, доставшиеся мне по дичайшему блату, на которые я старался не дышать. И конечно же мелодиевская пластинка из архива популярной музыки, том 11, под названием "Всё в порядке", купленная в двух экземпляров, на случай "запила" первой. "My baby left me" я гонял на вертушке практически КАЖДЫЙ день, после школы, по несколько раз, пока родители не приходили домой.
08.
1992 год: Nirvana "Nevermind".
Кассету с этим альбомом мне подсунул один мой знакомый. Трудно расшифровать, чем зацепило, но то, что во многом этот альбом перевернул моё сознание, я помню отчётливо. Это было как будто из другого мира, на другом музыкальном языке, доселе мне неизвестном.
09.
1996 год: Хвост и АукцЫон "Жилец Вершин".
Тоже, что и с Нирваной - я просто обалдел от новых музыкальных форм и поразительного, неповторимого эффекта, достигнутого соединением музыки АукцЫона, текстов Хлебникова и голоса Хвоста. Альбом этот смёл меня со скоростью звука. После Хлебникова я продолжил поиски его соратников и современников, и открыл для себя раннего Маяковского, Бурлюка, Введенского и пр. За ними последовали - Аверченко, Хармс, художники авангардисты 20-ых гг.
10.
1998 год: Веня Дркин "Вернулся с неба".
Впервые я его услышал на кассете, привезённой одной моей знакомой из Луганска. Карандашом на кассете неровным почерком было накарябано непонятное слово "Дрантя". Чуть позже я узнал, что это Веня Д'ркин, а по паспорту - Александр Литвинов. Очень точные, выпуклые, глубокие поэтические образы дополняли запоминающиеся и простые мелодии. Это было гениально!
11.
1999 год: Ленинград "Пуля". Чуть позже "Мат без электричества", и "Дачники".
Тогда Шнур действительно был откровением, чем-то новым, свежим глотком. Нет, не матом, а музыкальными формами и решениями. И каждый из этих трёх альбомов был для меня откровением. Пуля - живой мини-оркестр с дудками, исполняющий приблатненный шансон, не прилизанный и вычищенный в студии, а настоящий, живой. Мат без Электричества - Том Вэйтс по-русски, эдакий кабаре салон, с уличным жаргоном и инструментальным балаганом. Третий, Дачники - развязный ска третьей волны.
P.S. Я только что поймал себя на мысли, что каждый из этих альбом был важным следующим шагом к моей внутренней личностной и музыкальной свободе.
Дополняю этот список спустя 8 лет.
С 2003 по 2010 год тезисно:
2003 - Les Hurlement's D'Leo "Le Cafe Des Jours Heureux"
Благодаря Воплям Лео я узнал о таком явлении, как французский нео-шансон - ярмарочная, цирковая, кабарешная музыка. Уличная Франция, знаете ли, неизлечимая штука.
2004 - Solomon Schwartz Et Son Orchestra "In File Under-Jewish Twist"
Клейзмер сыгранный в твисте поразил и надолго застрял в плеере.
2005 - Manu Chao "Clandestino"
Самый свободный музыкант Мира, со своим первым сольным альбомом, после распада легендарных Mano Negra.
2006 - Tokyo Ska Paradise Orchestra "Pioneers"
Из-за них я полюбил такое музыкальное направление, как ска-джаз. Импровизационная часть от джаза сритмом на слабую долю от ска.
2007 - The Krewmen "Into The Tomb"
А эти ребята подсадили меня на сайкобилли первой волны, или так называемую, "старую школу сайко", стиль соединивший в себе классические гитарные риффы от рокабилли и жесткость от панка. Стиль, взрывавший небольшие Лондонские клубы на протяжении всех 80-ых.
2008 - El Michels Affair "Sounding Out the City"
Инструментальный фанк, благодаря этому альбому ставший одним из любимых стилей. Этот альбом могу слушать бесконечно.
2009 - Maraveyas Illegal "s/t"
Грек с безумным смешением стилей. Потряс.
2010 - The Burger Project "We Live in Athens"
Тоже греки. И тоже поразили. Тут и присвингованый джазец, и разудалый фолк, и кабарешный алко-трэш, и ...алогичная для альбома, но абсолютнейшая по своей гениальности композиция Forest, высеченная в эдаком инди-пост-нью-вэйв-dub ключе. Вкуснятина!
Конечно же открытий и музыкальных откровений было намного больше, поэтому пришлось резать по живому и дабы уместить в рамки форума, сокращать до какого-то субъективно возможного минимума.
Коллеги, а какие альбомы стали таковыми для Вас?