Странная получилась дискуссия. Не знаю сознательно или нет, но
Teneton изначально заложил элемент провокации, включив в список "номинантов" Юрия Клинских (Хоя). Поэтому вполне предсказуемо, что тема постоянно скатывается к обсуждению группы Сектор Газа.
Но я думаю, что камень преткновения даже не в этом. А в том, что в теме не совсем корректно сформулирован критерий звания Народного артиста.
Teneton фантазирует на тему
"если бы звание выдавали по реальной значимости творчества на сегодняшнее поколение". Но эта формулировка совершенно не подходит к определению Народного артиста. Потому что, нет такого звания "Народный артист", а есть – "Народный артист Российской Федерации" (или России). Или другой страны. Но именно "страны", а не "поколения". А потому Хой никак не может в масштабах страны быть "народным". Просто возрастные рамки не позволяют. А Кобзону с Лещенко позволяют. Не думаю, что так уж много пенсионеров знакомы с песнями Сектора Газа. Но много больше уверенности в том, что поколения помоложе знают "День Победы" в исполнении Лещенко, или смотрели хотя бы "Семнадцать мгновений весны" с песнями в исполнении Кобзона. Да, скорее всего, они в банях или на других мероприятиях поют совсем иные песни. Но ведь и условные пенсионеры не распевают на застольях Хоя (да и Цоя, наверное, тоже).
Если же речь идёт о "народных артистах поколения", тогда да, кандидатура Хоя может в этих рамках обсуждаться, как минимум – в отдельном социальном срезе.
И ещё. Если всё же исходить из официального определения "Народного артиста", а это – "высшее почётное звание за заслуги в области искусства", тогда на него могут претендовать многие из тех, кого бы мы хотели видеть в этом статусе, даже если их искусство очень далеко от народа. Потому что, ключевое слово здесь "искусство". Здесь, конечно, можно спорить, что такое «искусство», и соответствует ли творчество той или иной личности нашему понятию этого определения, но это уже отдельная тема.
p.s.
Не удержусь…
Teneton писал(а):
Но фишка Хоя в другом - каких-то общенациональных хитов вроде как и нет, но из (вы)росших в 90-ые крайне сложно найти человека, который не знает что такое Сектор Газа, не слышал НУМ или сказку про Кащея.
Я не слышал никогда. Нет, я знаю, что НУМ и сказка про Кащея – это альбомы Сектора Газа "Наркологический университет миллионов" и "Кащей Бессмертный", потому что видел такие диски и кассеты, и вообще... Но не слушал. Как и не имею ни малейшего представления о песне "Туман", которая тоже упоминалась здесь в качестве подобного примера. Даже случайно из каких-нибудь "утюгов" не пришлось. Я не говорю, что это хорошо или плохо, просто констатирую факт. Тем более, не позиционирую себя в качестве эстета или сноба. Я слушал первые четыре альбомы Сектора Газа когда они только появились на кассетах. Это было необычно по тем временам. Потом винил вышел. Песня "Колхозный панк" очень нравилась. И по музыкальному драйву, и по точному поэтическому образу. А вот второй винил "Нажми на газ" уже не пошёл совсем. На этом моё знакомство с музыкой группы и закончилось. Что-то случайно ещё в дальнейшем мелькало фрагментарно, но без желания слушать альбомно. Это я к тому, что как-никак немного "в теме", и совсем не из категории "Солженицына не читал, но осуждаю". Да и не осуждаю вовсе.